Logitech в Беларуси: цены падают, перспективы радуют?

Роман Монин - региональный директор Logitech по странам СНГ

Неоднократно писалось, что в связи с кризисом, многие мировые бренды обращают все более пристальное внимание на Беларусь. Компанию Logitech – известного производителя компьютерных аксессуаров, это тоже касается. Редакции «Килобайта ТХТ» удалось пообщаться с Романом Мониным – региональным директором Logitech по странам СНГ

– Роман, что сдерживает рост продаж Logitech в Беларуси?

– Есть несколько факторов. С одной стороны это покупательная способность. С другой – шаговая доступность наших продуктов: тут кто-то может сказать «да», а кто-то – «нет». В любом случае, мы пытаемся изучить этот рынок. Но могу дать определенные прогнозы, скажем, по веб-камерам рост продолжится еще в течение пары-тройки лет. Веб-камеры – это вообще наиболее стабильно растущий сегмент. Конечно сейчас можно сказать, что мы растем потому что кончился кризис, но на самом деле есть еще такой нюанс, как проникновение широкополосного интернета. Пока рынок не насытится, будут расти и камеры, и мыши.

– А что по клавиатурам?

– Ну, клавиатуры – это уже гораздо более развитый рынок, поэтому темпы на нем будут пониже. Но динамика есть потому что все новые компьютеры и частично старые нуждаются в клавиатурах.

– Вы планируете развивать свою дилерскую сеть в Беларуси?

– Пока нет смысла. У нас как было два дилера, так они и останутся. А в России мы вообще сократили число дилеров с девяти до четырех. Вопрос не в количестве, а в качестве.

– Как вы оцениваете уровень белорусской розницы?

– Я вижу, что за те года полтора, что я не был в Беларуси, здесь появились новые сети. Это означает, что есть тяга, потому что на пустом месте из чистого альтруизма вкладывать деньги в красивый магазин никто не будет. Я еще лет пять назад говорил, что вот эта технология полуподвальных ИП, которые заняты сборкой компьютеров, трансформируется в более цивилизованные формы. В России это уже произошло, в Беларуси пока происходит. Может быть через три-четыре года мы будем говорить о том, что сюда придут международные бренды. Все зависит от емкости рынка и простоты работы на этом рынке.

– А, кстати, какая емкость у белорусского рынка?

– У меня нет оценки. Отталкиваться от Logitech и говорить о том, что Беларусь – это одна пятая российского рынка, наверное, тоже неправильно.

– Но дистрибьюторы же вам какие-то цифры сообщают. Продано там, за квартал…

– Ну, сколько купили, столько и продали.

– Примерно хотя бы назовите цифру. Например: наш рынок – это сотая часть российского.

– Ну… не сотая.

– Личное мнение можете сказать?

– Я думаю, потенциал Беларуси – одна пятая, одна четвертая от России. Это на мой взгляд.

– А у России какая емкость?

– А вот этого я вам не могу сказать. Могу только уточнить, что Россия – номер три в Европе по объемам и с хорошими перспективами стать номером первым.

– Первые два номера кто?

– Германия и Франция. Вот французы, наверное, падут в ближайшие полтора года, а с Германией надо будет потрудиться. У нас сейчас вообще очень интересная ситуация. Темпы проста российского рынка и его объем как магнитом притягивает внимание штаб-квартиры Logitech. Поэтому реально, сейчас мы пользуемся возможностью и в хорошем смысле слова перестраиваем Logitech под себя, а не подстраиваемся. Начинаем разрабатывать для стран Восточной Европы специализированные продукты и программы. А Россия, как паровоз, все это тянет.

– Роман, если честно, клавиатуры, рули джойстики – все это хорошо, все это мы каждый год видим и каждый год оно все самое замечательное. Но вот вы честно скажите, вы лично видели продукты, способные произвести вау-эффект. Пусть не такого масштаба, который производит планшет Apple iPad, но все же.

– Сделать так, что все заговорили «вау-клавиатура», «вау-мышка» или «вау-холодильник» очень сложно. Почему? потому что все это продукты, которые на рынке находятся десятилетиями. А если вы говорите про Apple, то основной «вау» потому что они показывают что-то новое. Тем не менее, я могу привести пример, продукции Logitech, которая способна вызвать вау-эффект. Это приставка Logitech Revue с поддержкой Google TV. Это не просто «вау», это «вау-вау!!!». Но проблема в том, что эти устройства пока доступны только в США.

Реально, даже в обычных мышах и клавиатурах еще есть огромный пласт технологий, которые можно улучшать и модернизировать.

– Делать их кофе и сахарозащитными?

– В том числе. Вообще сказать, что именно планируют наши разработчики мне сложно. Но если вам интересно мое личное пользовательское мнение, то я скажу: если эта неубиваемость и кофезащитность будет достигнута за счет того, что кнопки будут не так мягко нажиматься или что-то другое ухудшится, то пусть у меня лучше будет обычная клавиатура. Понимаете, все эти степени защиты – это всегда компромисс. И работать на идеальной защищенной клавиатуре будет равносильно прогулке в скафандре по улицам города.

– А в тендерах будете участвовать? Госзакупки?

– Знаете, Logitech – это все-таки больше розничный бизнес. Если мы пойдем в госзакупки, то будем вынуждены конкурировать с Low-End брендами, которые к тому же могут предложить заказчику эксклюзивный дизайн и так далее. Нам бы этого не хотелось. Даже в кризис нам не интересно бодаться с дешевыми марками. Нам гораздо больше привлекает возможность за счет «вау-продуктов» потеснить своих конкурентов.

Тем не менее, мы учитываем покупательную способность и в прошлом году провели некоторое перепозиционирование наших продуктов. Мы не ушли из Hi-End, но частично оптимизировали цены. Понимаете, наша задача в том, что человек пришел в магазин и первая клавиатура или гарнитура, которую он в своей жизни купил – это была гарнитура Logitech. Простая, надежная, с удобными кнопками.

– Сколько она должна стоить.

– От рынка к рынку цены будут меняться.

– А мы возьмем Беларусь и Россию.

– Долларов 15, ну и плюс мышка еще долларов 20. Это будут самые простые продукты, но они дадут человеку почувствовать преимущества Logitech. Мы никогда не будем биржевым товаром: «Что вам нужно? Пять тонн клавиатур и две тонны мышек? Пожалуйста!». Я считаю – это тупиковый путь потому что рано или поздно консьюмерский рынок развивается так, что как только у человека появляются деньги, он тут же покупает более дорогой продукт. Посмотрите: с окончания кризиса еще года не прошло, а у нас уже портфель поменялся и пошла продажа более дорогих устройств.

– Как изменилась средняя цена вашего продукта?

– Она, конечно упала процентов на 15-20. Потому что во-первых, как я уже говорил, мы произвели перепозиционирование и сами ее немножко «упали». А с другой стороны просто доля более дешевых продуктов увеличилась.

– Я правильно понимаю, что в следующем году она будет расти обратно?

– Да, конечно. Если не произойдет ничего экстраординарного, рынок оттолкнется и пойдет вверх. Может быть роста на те же 20% не будет, но 10, я думаю, вполне вероятно.

– Ваши дистрибьюторы как-нибудь Таможенный союз заметили?

– Никак, два месяца всего прошло, никак не заметили.

– Но вот в начале у сотовых ритейлеров были проблемы.

– Были и них, и у нас были и касались сертификации беспроводных устройств. Просто очень быстро поменялось законодательство. Мы, конечно, как вендор, хотим, чтобы нас предупреждали заранее, но не всегда это получается.

– Ну и последний вопрос: клавиатура с белорусской раскладкой будет?

– Если возникнет потребность – будет. Я пока вижу, что Беларусь разговаривает на русском языке. В Украине, например, предъявляются определенные требования у продуктам, поэтому там у нас есть украинская раскладка.

См. также: Logitech обновила линейку наушников-вставок Ultimate Ears

Поделиться в соц. сетях

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.